Библио-инкубатор «Молодые — молодым: новый подход к профессиональному развитию»: день второй

21 июня в Молодежной на Красном, 26 (далее НОМБ) продолжилась работа стажировки для молодых библиотекарей России и стран ближнего зарубежья: библио-инкубатор "Молодые – молодым: новый подход к профессиональному развитию".

Второй день начался с экскурсии в Новосибирскую государственную областную научную библиотеку, где участники стажировки знакомились с опытом работы и структурой библиотеки научного типа: её фондом и действующими проектами.

 

Обучающий блок открыл тренинг "Личностные и профессиональные компетенции современного библиотекаря" от Синициной Т.Е., где она предложила попробовать найти ответ на вопрос "Кто такой библиотекарь?", проанализировав базовые и прикладные компетенции молодого специалиста в библиотеке.

Татьяна Евгеньевна выступила в качестве медиатора, помогая участникам самостоятельно определять и отбирать личностные, профессиональные, творческие и коммуникативные компетенции, которые необходимы для успешной работы в современной библиотеке: умение вести дискуссию, поиск информации, преобразование чужого опыта в личный, знание своей ЦА, работа в команде, готовность к непрерывному самообразованию.

"Внутренняя готовность работать с молодежью, умение находить и обрабатывать информацию, формирование универсальных компетенций — залог успешной работы в будущем", - подчеркнула Татьяна Евгеньевна.

Чтобы быть успешными в профессии, необходима не только постоянная работа над собой, но и хорошая команда, помощники библиотеки из числа молодежи, которые могут как дать обратную связь, так и помочь улучшить те области библиотечного обслуживания, которые находятся вне поля зрения библиотекарей.

Для оценки своего профессионального уровня молодой специалист может использовать карту профессиональных компетенций, прорабатывая свои слабые стороны и развивая сильные. Сама карта состоит из четырех блоков компетенций: проектировочные (выявление проблем, умение внедрять передовой опыт), аналитические (умение определять эффективность обслуживания и перспективы его развития), организаторские (умение правильно распределять рабочее время), информационно-коммуникационные (умение формировать базы и банки данных). Ознакомиться с принципом работы карты можно в статье В. Шудеговой "Формирование компетенции специалиста" (журнал "Библиополе").

В продолжении темы начальник отдела координации и развития молодежной библиотеки Агарина Е.М. провела  презентацию "Моя работа в библиотеке: цели, достижения, перспективы, или Что такое карта профессионального развития", где она ознакомила участников стажировки с простыми, но действенными способами оценки  эффективности в профессии, а также площадками для повышения профессионального уровня.

Для молодого специалиста важно отслеживать точки собственного профессионального роста, уметь самостоятельно находить пути личного и профессионального развития, а также выявлять те негативные факторы, которые мешают реализоваться в профессии (непонимание целей и стратегии учреждения, отсутствие общих ценностей между сотрудником и организацией, отсутствие системы мотивации, плохие взаимоотношения в коллективе).

Если траектория профессионального развития — личная ответственность молодого специалиста, то только от его инициативности зависит, какой она будет. Не стоит забывать и о критериях, с помощью которых руководители учреждений могут оценить эффективность своих сотрудников, например, как быстро они выполняют работу, как показывают приверженность команде, гибкие ли они в работе. По словами Елены Михайловны, сегодня в сотрудниках библиотек ценятся, в первую очередь, творческий подход к работе, соблюдение корпоративной и организационной культуры, умение привлекать дополнительные ресурсы, тайм-менеджмент.

Ежегодно важной частью программы библио-инкубатора становится работа в отделах, где участники на практике изучают фонд, направления деятельности, технические ресурсы, проекты сотрудников НОМБ. В этот день стажеры ознакомились с особенностями организации работы в отделах литературных программ, отраслевой литературы, медиатеки, а также в секторе регистрации.

 

Во время небольшого перерыва каждый из стажеров мог получить дополнительную консультацию от специалистов НОМБ, например, по вопросам проектной деятельности, продвижения в социальных сетях или организации работы мультимедийной студии при библиотеке.

 

Программу второго дня завершил поход в Новосибирский музыкальный театр на просмотр мюзикла "Я – Эдмон Дантес. Монте-Кристо" (Л. Квинт).

Стажировка в НОМБ продолжится 22-24 июня. Материалы публикуются на странице НРОО "Гильдия молодых библиотекарей".

День первый.

События